"КОГДА ВЫРАСТУТ КРЫЛЬЯ"

1. "Мой светлый ангел" (М.Шелег, И.Жирнов /М.Шелег, А.Иванов)
2. "Мотив последней песни" (О.Парастаев - А. Иванов)
3. "Ну и пусть (А.Иванов)
4. "Московская осень" (М.Шелег)
5. "Не улетай" (Ю.Лукашевич/Ю.Светлый, А.Иванов)
6. "Над колокольнями" (М.Шелег)
7. "Счастье на двоих" (А.Сапунов/А.Слизунов)
8. "Невский проспект" (М.Шелег)
9. "Никогда не быть с тобой" (А.Иванов, Г. Витке, А. Рублёв)
10. "Было так - я любил и страдал" (В.Высоцкий)
11. "Дом хрустальный" (В. Высоцкий)
12. "Цветы" (М.Шелег)
13. "Слово и нота" (М.Шелег)
14. "Свет негасимой свечи" (С.Володченко /А.Иванов)

Аранжировки: Игорь Жирнов (1,2,4,6,8,10,11,12,14), Святослав Куликов (5,9); Вадим Голутвин (13),
Сергей Володченко, Игорь Жирнов (14), Александр Иванов (3).
Запись студий "Монт" (2, 5, 9, 13, 14 ); "Союз" (6), "SNC" (3), "Мосфильм" (1, 4, 8, 10, 11, 12) Саундпродюсер, звукорежиссер, микширование - Александр Кузьмичев (2, 5, 9, 13, 14) Звукорежиссер, микширование Василий Крачковский (1, 4, 8, 10, 11, 12), Андрей Кучеренко (6) Мастеринг - Василий Крачковский (1, 4, 8, 10, 11, 12), Светослав Куликов (2, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 14) Продюсер альбома: Александр Иванов.

СОЛО НОМЕР ДВА

Так бывает... Страшно после громко сказанного тобой "А" так же убедительно произнести следующий звук. Оглушительный успех дебютного сольного (без "Рондо") альбома "Грешной души печаль" стал для Александра Иванова новой яркой ступенью в творчестве и одновременно - испытанием. Получится ли удержаться на достигнутой высоте? Сохранить ту же искренность в песнях, то же доверие слушателей? Или все это было случайной удачей, выпадающей редко и, как правило, всего один раз?
Похоже, впрочем, что Александру Иванову рефлексировать на тему собственного места под эстрадным солнцем недосуг. Он вообще не долго безмятежно грелся в лучах славы. Уже через год после выпуска "Печали", в июле 1998 года, началась работа над новым сольным материалом. Шансов на бездействие не оставляли тяга к эксперименту и поиску новых форм существования в музыке, богатый эмоциональный и музыкальный опыт, а еще желание раскрыть душу навстречу, поделиться самым сокровенным - сейчас и с каждым. Новую работу хотелось сделать именно так, как она звучала в душе - богато, с размахом, на "пятерку". К участию в записи Александр пригласил музыкантов симфонического оркестра Фонда имени Сергея Рахмамнинова, а также ведущих рок-инструменталистов страны, многие из которых сыграли еще на первой его сольной пластинке.
Однако... "Москва не сразу строилась". Памятные всем экономические потрясения авгу-ста'98 отсрочили начавшуюся было запись на целый год. К моменту кризиса были готовы лишь несколько песен, в том числе потрясающий симфо-хардовый "Мой светлый ангел", великолепно оркестрованная баллада Владимира Высоцкого "Было так - я любил и страдал" и "Московская осень". Последняя в ту непростую осень зазвучала на большинстве радиостанций и вошла в хит-парады.
Время шло, материала было жаль... Однако возможности возобновить работу все не было. В начале лета 1999 г. Александр Иванов и студия "СОЮЗ" решили "раскачать" сложившуюся патовую ситуацию выпуском коллекционного двойного издания - полной версии нашумевшего альбома "Грешной души печаль". Он был дополнен живыми и раритетными вариантами песен, композициями из сборников и двумя новейшими бонус-треками - "Над колокольнями" и "Моя неласковая Русь". Реакция общественности оказалась самой положительной. "Двойник" успешно продавался, народ, разучив слова полюбившихся сердцу хитов, не уставал вместе с музыкантом распевать их на концертах. А Александр Иванов заключил _два контракта: с компанией "PHILLIPS" - о всестороннем взаимовыгодном сотрудничестве и со студией "СОЮЗ" - о выпуске долгожданного нового сольного альбома.
Продюссировать его певец взялся сам, пригласив в сопродюсеры своего коллегу по "Рондо" Игоря Жирнова. Идея состояла в том, чтобы соединить сентиментальность русской души с ее неизбывной тоской и вечным поиском смысла жизни, лучшие традиции российской классики -и ультрановый, сложный, динамичный саунд.
Иногда людям кажется, что они могут планировать, просчитывать, угадывать. Можно подробно рассуждать о ложащейся на слух мелодике, модном саунде, глубине и неоднозначности текстов, об энергетике альбома, наконец. Но... в творчестве нет места расчету, и состояние души - не арифметический пример. Или - случается, или - нет. В бешеной гонке нашей жизни Homo Sapiens'ы - человеки разумные - все острее испытывают жажду по настоящему. И с готовностью откликаются на искреннее. Может, это и есть тайна успешной работы Александра Иванова - лирика, музыканта и просто хорошего человека?

"КОГДА ВЫРАСТУТ КРЫЛЬЯ"

Александр Иванов: рассказ от первого лица
После альбома "Грешной души печаль" очевидной стала актуальность и востребованность подобных песен. То, что делал для себя, для души, оказалось нужным и своевременным для многих. Это- очень грело. Но не было никакого творческого смысла в том, чтобы делать пусть и чуть лучший, но заведомо вторичный проект. Хотелось эксперимента и новизны. Думалось решить альбом в новом для меня ключе, отойдя от шумного успеха предыдущего диска.
Если говорить о концепции, то она проста и сложна одновременно: мечталось сделать альбом лиричным и чувственным, о простом и вечном; очень русским по содержанию, сохранив флер "Грешной души...", - но при этом актуальным и, может быть, странным по звуку и форме, с элементами альтернативного рока, стиля "industrial", саунда продвинутых групп из Сиэтла и Лос-Анджелеса. И органично соединить это с традициями лучших русских композиторов -Прокофьева, Свиридова и других, придать музыкальной альтернативе восторг и мощь классической музыки в исполнении живого симфонического оркестра. Хотелось создать что-то свое, ни на что не похожее.
В сопродюсеры я пригласил гитариста группы "Рондо", великолепного аранжировщика Игоря Жирнова. Игорь стал основным аранжировщиком почти всех вещей, так что концепция звучания альбома - это и его заслуга.
Мы долго и трудно искали материал, композиторов и поэтов. Нужно было что-то особенное. Мне кажется, мы нашли. В основу альбома "Когда вырастут крылья" легло шесть композиций питерского барда Михаила Шелега. Это уже всем полюбившаяся "Московская осень", "Мой светлый ангел", "Цветы", "Над колокольнями", "Слово и нота" и "Невский проспект". Творчество этого автора оказалось близким мне по духу и интересным по настроению. Изначально это были баллады, а мы предложили ему поэкспериментировать в ином музыкальном ключе. И я очень рад, что у нас это получилось.
Когда-то Андрей Сапунов, легендарный музыкант групп "Воскресенье" и "Лотос", и Александр Слизунов написали песню "Счастье на двоих". Она мне очень нравилась. Сапунов любезно дал мне возможность ее исполнить так, как хочется.
Андрей Степанов еще года три назад отдал мне композицию "Никогда не быть с тобой”, а Олег Парастаев, лидер группы "Альянс", подарил "Мотив последней песни". Сергей Володчен-ко, гитарист группы "Рондо", написал очень красивую балладу "Свет негасимой свечи". Минский автор Юрий Лукашевич, ныне живущий в Швеции, стал автором музыки шлягера "Не улетай". В альбом вошла также композиция Сергея Трофимова "Моя неласковая Русь", которую я сознательно не включил в альбом "Грешной души печаль", оставив для нового диска.
Тексты - некоторые я писал сам, другие - в соавторстве с очень хорошими поэтами: Аркадием Славоросовым, Германом Витке, Юрием Светлым.
Особое место в альбоме занимают песни Владимира Семеновича Высоцкого. Несколько лет назад, к юбилею Высоцкого, музыканты подготовили проект, составленный из его композиций. Мы приняли в нем участие. Много времени провели на студии, проделали большую работу, попробовав придать песням Высоцкого новое звучание, дать "новые одежды", что ли... В итоге в ту концертную программу вошла только одна песня. Но нам показалось, что работа получилась, захотелось показать ее - поэтому в альбоме две композиции Владимира Семеновича: "Было так - я любил и страдал" и "Дом хрустальный". Была еще идея включить романс Высоцкого "Она была чиста как снег зимой", но побоялись разрушить целостность альбома. Может быть, позже мы еще вернемся к этой работе.

О ЗАПИСИ АЛЬБОМА

Запись началась на тон-студии "Мосфильм". Звукорежиссер Василий Крачковский сделал очень хороший саунд. Но, записав шесть композиций, мы вынуждены были приостановить работу по известным финансовым причинам. Еще две композиции были записаны на тон-студии "Союз" и оставшиеся шесть - на студии "Монт" (там же, где записывался альбом "Грешной души печаль"), при активной продюсерской поддержке Александра Кузьмичева. Каждая студия дала разный музыкальный колорит, свой характер, но в общем - остается ощущение цельности работы.
По своей философско-лирической направленности альбом ближе к бардам, но сдобрен великолепными инструментальными аранжировками, украшен классическими изысками. К записи были привлечены 25 музыкантов, многие уже сотрудничали со мной в первом сольном проекте. Все - очень достойные люди и профессиональнейшие музыканты.

"СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО..."

Мне очень важно было заставить людей думать. Поэтому в моем сольном проекте более значимым стало Слово. Музыкальные формы, как мне кажется, вторичны. Критерием служила зысокая поэзия - Цветаева, Гумилев, Мандельштам, поэтому требования к текстам были очень жесткими. Хотя я старался сбалансировать материал и привести к одному уровню значимость поэтического слова и качество музыки.
Кстати, работа в таком ключе идет во благо всей группе "Рондо". После выхода альбома "Грешной души печаль" рамки нашей аудитории резко расширились - это и молодежь, и люди более зрелого возраста, у которых все нормально с интеллектом. Приятно отметить, что мы приобрели качественную, воспитанную публику. Как мне кажется, это случилось именно за счет глубоких и умных текстов, какого-то камерного начала, которое мы пытаемся сочетать с мощным драйвом и современным саундом. Люди вместе с нами растут, думают, умнеют... Это здорово. Это для нас главное...

О ВИДЕОКЛИПАХ К АЛЬБОМУ

Изначально планировалось снять два клипа. Ролик на песню "Моя неласковая Русь" должен был стать неким связующим мостиком между альбомами "Грешной души печаль" и "Когда вырастут крылья". И еще хотелось снять видео на хит "Московская осень".
Но стали происходить какие-то мистические вещи - буквально роковое стечение обстоятельств. Клип на "Мою неласковую Русь" должен был снимать известный клипмейкер Олег Гусев, он вначале заинтересовался и согласился, но потом - внезапно и безответно исчез. "Ну, всё бывает", - подумал я. Договорился с замечательным мастером, Арменом Петросяном. И вдруг тот трагически погибает, разбивается на машине... Еще несколько режиссеров пытались писать сценарии, но ничего не подходило. А время шло... В конечном итоге, материал был отдан Михаилу М:и<аренкову. С января ролик вовсю крутится по каналам TV, хотя, по идее, это должно было бы произойти еще осенью.
Со вторым клипом вышло хуже. Видеоверсию "Московской осени" начала снимать Екатерина Зал.г:аева. Планировалось решить клип в стиле старой доброй группы "А-НА", с некоторым превращением "живой" картинки в рисованную, мультяшную. Должен был получиться добрый, грустный клип о московской осени глазами... маленькой московской собаки, которая видит все иначе, чем мы. Но... просто какой-то злой рок! Барышня с работой не справилась. Да еще и не сразу в этом призналась, только время затянула. Осень теперь не скоро. Пришлось с идеей о съемках "Московской осени" расстаться.
После Нового года мы вместе со студией "СОЮЗ" приняли решение снимать клип на композицию "Мотив последней песни".

РЕПОРТАЖ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

"Песня сразу понравилась. Текст написал сам за ночь. Ну так... об опыте прошлого... Но настроение не сентиментальное, скорее колкое". - говорит Александр Иванов о ''Мотиве последней песни”.
Режиссер Дмитрий Захаров (в его активе работа с Кристиной Орбакайте. Владом Сташев-ским, Александром Маршалом, группой "Мечтать") оказался человеком вида довольно брутального, а настроя - неожиданно романтичного. Песня показалась ему красивой, мелодичной и... "не столь трагичной, как преподносил ее сам исполнитель. Захотелось решить ее в ключе такой оптимистической нежности".
Съемочная площадка представляла собой зрелище современное и стильное: какие-то провода, металл, стекло... и телевизионный экран с постоянно мелькающими картинками из жизни маленького человека в большом городе. Много белого цвета и странное ощущение холода. А еще помните трогательный фильм "Город ангелов", где Николас Кейдж - ангел в черном? Так вот, наш Александр Иванов по сюжету тоже ангел - только в белом. Почти потусторонний. Ему идет. Вот такая эстетика техно-романтизма.
Идея клипа проста и добра: на земле ничего не меняется. И пусть весь мир - паутина проводов, горы стекла и бетона, - человеческая душа, как и во все времена, жмется к теплу, а "спящие царевны, как и 200 лет назад, просыпаются от жара любящего сердца", - утверждает Иванов. Героиня клипа - юная девушка, решившая одним махом разобраться с проблемами своей запутанной жизни: "Нажму на "стоп", взведу курок, и кончится кино", - так поется об этом в песне. Но пусть все трудно и больно сейчас, однако если верить (ведь во что-то же все равно хочется верить!) и любить - все будет хорошо и правильно. Это самое важное и нужное. Для всех. "Все по-доброму решается в конце клипа. На самых последних кадрах. Надо смотреть до конца". - говорит режиссер. "Если человек светел душой, то и судьба ему не изменит. Я в это верил и верю. Об этом и пою", - добавляет Александр Иванов.
Под стать этим мыслям и атмосфера на площадке была творчески комфортна, а участники съемочного процесса - милы и энергичны, несмотря на глубокую ночь за окнами недостроенного дизайн-салона на Мытной улице, где и прошли съемки. Александра Иванова морально поддержали его жена и дочка, режиссера Дмитрия Захарова вдохновляла идея, оператор Вячеслав Лазарев не расставался с камерой... А юная героиня - модель из агентства "Red Stars" - в перерывах между дублями умудрялась готовиться к экзамену по праву.
Отдельное спасибо Александр Иванов адресует Виталию Мухаметтзянову, больше известному под именем Муха - хозяину одноименной видеостудии в Уфе. Он стал режиссером монтажа клипа, и окончательный облик видеоистории, которая совсем скоро появится на экранах, -именно его заслуга.

"СВОИМИ ПЕСНЯМИ ТВОЙ РАСТРЕВОЖИЛ ДОМ..."

Александр Иванов: Вообще-то сложно говорить о том, какая песня получилась лучше, какая - хуже. Ведь это уже - как собственные дети. Только время расставит все на свои места... Ну, может быть, если расставлять какие-либо акценты, то композиция "Мой светлый ангел" явилась наиболее значимой для меня в плане новизны и эксперимента.
"Мой светлый ангел "
А.Изанов: Это одна из самых значимых в альбоме песен. Текст, как мне кажется, очень глубокий. Она очень болезненная такая, о потерях. Об одиночестве, которое разбивает душу вдребезги. Кажется, нам удалось поймать этот нерв.
Михаил Шелег: У этой песни особая история. Однажды, в начале 90-х. я был на гастролях где-то в Тюменской области, и автобус с артистами заблудился. Черная ночь, пурга, в шаге уже ничего не видно. Физическое ощущение надвигающейся беды. И вдруг случайно наткнулись на какой-то богом забытый домик с огромной печкой. Отогревшись, легли спать. Вдруг в голове родилась эта песня. Не бардовская, а такая... блюзовая вышла. "Вот Роберт Плант смог бы ее спеть по настоящему", - подумал я тогда.
И позднее я услышал группу "Рондо". Подумалось, что ее вокалист со своим чуть сиплым откровенным голосом - это тоже то, что надо. Тогда я и подумать не мог, что все это когда-нибудь случится! По-моему, получилась очень современная и красивая вещь.
"Мотив последней песни "
А.Иванов: Она мне сразу и наверняка понравилась. Четко вписывалась по характеру и настроению. Текст написал сам буквально за ночь. Настроение такое... о чем-то, что было в прошлом, но не сентиментальное, а скорее колкое, что подчеркивается ярко выраженным инструментальным рефреном. Если проводить параллели с предыдущим альбомом, то где-то перекликается с композицией "Я постелю тебе под ноги небо".
"Невский проспект "
А. Иванов: Здесь талантливый текст, ярко живописующий картинки питерской жизни, зсг го. что вижу каждый раз, бывая в этом городе на гастролях. Я люблю этот странный и сложный город, хотя сам коренной москвич. По настроению песня созвучна "Московской осени".
М. Шелег: Это такой импрессионизм размышлений, что ли... Иногда становится неуютно наедине с самим собой, и хочется к людям. И есть такие улицы, прогуливаясь по которым, тебе особенно легко думается, а потом возникает потребность озвучить собственные мысли.

"Никогда не быть с тобой "
А.Иванов: Очень долго мучился с текстом, подбирал нужные слова. Но, в конце концов, кажется, вышло очень хорошо.
"Московская осень "
А.Иванов: Просто честное отражение того, что происходит в Москве осенью. Бытовые картинкн и вечная осенняя хандра, и грусть.
М.Шелег: Песня родилась от жуткой тоски и страшного одиночества. Я только-только оказался в Москве, и жизненные обстоятельства складывались не лучшим образом. Был день моего рождения, и, оставшись наедине со своими невеселыми мыслями, я написал такую песню.

"Счастье на двоих "
А.Иванов: Вообще-то эту композицию исполняет гр. "Лотос". Любима мною очень давно с 1986 года. Считал ее своей по духу и мечталось исполнить по-своему. Я очень рад, что это все-таки случилось.
"Не улетай "
Л.Иванов: Не совсем моя... больше похожа на то, что делают сейчас молодые исполнители, более "попсовая", что ли. Но радиостанции крутят ее охотно.
"Над колокольнями "
А.Иванов: Промежуточная песня между двумя альбомами - некий "мостик". О том, как жили, как живем, О России. Грустная.
М.Шелег: Такая... философская вещь. О нас обо всех.
“Было так - я любил и страдал " "Дом хрустальный "
А. Иванов: Комментариев здесь нет. Гениальная поэзия и музыка Владимира Семеновича; Высоцкого, просто мы попытались придать этим песням солее современное звучание, дать им если можно так выразиться "новые одежды",
"Цветы"
А.Иванов: Получилась типичная вещь в стиле Эрика Клэптона. С таким акустическим звуком, которого очень трудно добиться. Мне нравится.
М.Шелег: Песня появилась как-то совершенно естественно, изнутри. Есть в душе что-то такое вольное-раздольное. Патриотичное, но не квасное. Может, срабатывает генетический код?

"Слово и нота "
А. Иванов: Эта песня получилась в стиле альбома "Грешной души печаль". Используемые здесь гитара и скрипки придали композиции камерный, интимный характер.
М.Шелег: Это разговор с Богом, косвенная благодарность Создателю, который высек во мне искру. И пусть это трудно - желание творить, бессонные ночи, волнения, душевная соль... мучительный поиск слова и ноты, но это счастье.
"Свет негасимой свечи "
А.Иванов: Очень красивая баллада получилась. О том, что мы все когда-нибудь куда-нибудь придем. На край земли, где все будет хорошо и мы станем свободны. О жизни. О том, что где-то есть место, где все будут счастливы. Философская вещь.

 

3. Ну и пусть. Музыка А. Иванов, слова А. Иванов, Герман Витке.

гитара - Константин Ковачев

китара, клавиши - Игорь Жирнов

бас-гитара - Дмитрий Рогозин

барабаны - Николай Сафонов

Студия SNC

звукоркжисер, сведение - Игорь Клименков

7. Счастье на двоих - музыка Андрей Сапунов, слова Александр Слизунов.

гитара - Константин Ковачев

гитара, клавиши - Игорь Жирнов

клавиши - Михаил Давыдов

бас-гитара - Василий Дронов

перкуссия - Николай Сафонов

Труба - Владимир Галктионов

Студия SNC

звукоркжисер, сведение - Игорь Клименков